Евгений Самарин: «EVRAZ STEEL BUILDING идёт по пути создания сервисов»

Авг. 4, 2024

Директор по взаимодействию с заводами металлоконструкций компании EVRAZ STEEL BUILDING Евгений Самарин в эксклюзивном интервью журналу «Металлоснабжение и сбыт» рассказал о том, в реализации каких проектов участвует компания, как она выстраивает партнёрскую сеть для совместных поставок металлоконструкций на масштабные объекты промышленного строительства, а главное – о ключевых векторах, включая цифровизацию, по которым будет развиваться экосистема стального контура ЕВРАЗа.

– Евгений, сейчас EVRAZ STEEL BUILDING принимает участие в реализации уникального проекта строительства вытяжной башни в Новокузнецке на ЗапСибе, которую в народе окрестили Эйфелевой башней. Почему вдруг такое название появилось у вытяжной башни аглофабрики?

 

– Она на Эйфелеву башню похожа изначально, так как конструктив у неё – пирамидальный. И конструкция – переменного сечения, то есть сначала идёт пирамидальное сечение, начиная с габаритов 30 на 30 метров в нижней части, а потом вертикальное в габарите 15 на 15 метров в верхней части. Высота у башни 150 метров, состоит она из 26 этажей конструктивных элементов весом до 37 тонн, до 12 метров длиной каждый. Весит башня 2860 тонн. То есть это достаточно сложное сооружение. В качестве вытяжной башни – вещь уникальная. До нас такого не делал никто, такие конструкции башен ни в Российской империи, ни в СССР, ни в РФ не выполнялись. Поэтому проект для нас – знаковый, он уникальный, красивый и крайне сложный.

– Такая ёмкость, такой высокий тоннаж – кто это всё выполняет? Это разные заводы делают? Как вообще поставки организованы?

– Металлоконструкции производятся на нескольких заводах. Нижнетагильский завод (НТЗМК) изготавливает самые сложные и самые ёмкие марки стали из круглой трубы, которые, собственно, должны быть обеспечены предварительной сборкой перед отправкой. Каждая марка в итоге получается уникальной, одну другой заменить невозможно. НТЗМК неоднократно реализовывал проекты такой сложности, и мы понимали, что он нас не подведёт.

– Честно говоря, я думал, что НТЗМК является ключевым партнёром Объединённой металлургической компании. Они сейчас совместно реализуют мегапроект «Екатеринбург Сити» с трубобетонными конструкциями. Оказывается, с вами он тоже работает?

– Да, с нами он тоже работает. Завод правильный, и он не линейный, может находиться в партнёрстве и с ЕВРАЗом, и с ОМК, и с Интер РАО – и каждому помогать по мере своих возможностей и компетенций.

– Какие преимущества независимые заводы металлоконструкций находят в партнёрстве с EVRAZ STEEL BUILDING? Известно, что вы уже несколько лет реализуете партнёрскую схему, в которую включён целый ряд, десятки заводов металлоконструкций. Почему они на это соглашаются?

– У нас достаточно простая аргументация: если завод удовлетворяет нашим требованиям – он потенциальный партнёр. Первое – это совпадение целей и ценностей: наличие опыта и компетенций, доверие и надёжность, финансовая устойчивость. Возможность прямой коммуникации, когда человеческие отношения выходят на первый план, а документальное оформление – на второй, когда мы можем обо всем договориться без излишней бюрократии и включиться в работу моментально. Важно, чтобы на заводе существовало понятное распределение обязанностей, четкие должности с понятными должностными инструкциями, которыми можно управлять, в том числе извне. Если завод гибок и адаптивен, если – очень важно! – завод совместим с нами по ментальности, по личностным характеристикам участников процесса производства МК, тогда у предприятия появляется долгосрочная перспектива сотрудничества с нами. Такой производитель металлоконструкций получает множество преимуществ. Мы даём металл, ЛКМ, делаем КМД. Завод не тратит деньги на металлопрокат, краску, на разработку КМД, на маркетинг, на поиск клиентов и объёмов для загрузки своего производства. Производитель металлоконструкций не занимается вопросами банковских гарантий, вопросами качества и коммуникациями с конечным получателем. При этом завод получает деньги, отправив каждую машину с продукцией на площадку монтажа, в течение 10 рабочих дней максимум.

Таким образом, цель и миссия нашей компании – это управление проектом на стороне заказчика. У завода заказчик – не получатель металлоконструкций, а EVRAZ STEEL BUILDING, который занимается как вопросами отгрузки, так и вопросами качества. EVRAZ STEEL BUILDING инспектирует каждый завод, входящий в партнёрскую сеть. Мы реально помогаем производителям металлоконструкций становиться лучше. Многие заводы, участвующие в партнёрской программе, уже начали приводить своих постоянных клиентов к нам и говорить: «А давайте мы с вами через EVRAZ STEEL BUILDING поработаем, потому что компания снимает огромное количество проблем с наших плеч». Вот поэтому заводы приходят к нам в партнёрскую программу.

– Да, действительно существенные преимущества. Ну и, насколько я понимаю, у вас ещё цифровая сопровождающая чрезвычайно развита, в частности, программа Ferrion даёт множество возможностей.

– Видите, как круто, что вы это знаете! Это значит, что о платформе знает рынок. Я специально не говорил ничего про цифровую составляющую в нашей модели, потому что это – основная история. Я гадал: будет ли задан вопрос, знают ли о Ferrion на рынке? Да, действительно, программа Ferrion, которую мы эксплуатируем и постоянно дорабатываем, позволяет заказчику видеть, что происходит с марками на ЗМК, что поставлено на монтаж. Прямо на модели проекта отображается, сколько каких элементов поставлено. С нашей же стороны завод получает все данные через Ferrion, фактически ЗМК в своём личном кабинете получает заказ, в нем уже есть определённые группы конструкций, которые ЗМК необходимо выполнить. Потом ЗМК отчитывается по этим группам конструкций, используя нашу информационную систему, таким образом, обеспечивая сквозное прослеживание от ЗМК до заказчика. Если конструкция полностью готова или не полностью готова, заказчик всегда об этом знает. Также ЗМК понимает, насколько он выполнил план. Причём это всё визуализировано и вполне понятно. Нужно сделать, допустим, эстакаду – заказчик видит, что уже было на этой эстакаде поставлено, а что еще нужно довезти. И самое классное, что, работая таким образом, мы поставляем конструкции под монтаж группами. Это одно из ключевых преимуществ для заказчика. Он и ЗМК одновременно видят, что приходит на площадку и возможно ли это смонтировать.

Через Ferrion можно спокойно работать с файлами. Также Ferrion позволяет работать с ОТК, отслеживать наличие брака. Наши инспекторы одновременно с ЗМК и заказчиком видят динамику по проекту, осуществляя постоянный контроль качества, сроков и очередности поставки. Таким образом, мы помогаем заказчику держать тот уровень качества и пригодности к монтажу, который необходим по данному проекту. Это если кратко о Ferrion. О ней можно на самом деле разговаривать смело час и не закончить. Ёмкая программа.

– XXI век, да. А в этих условиях какое будущее развитие вы видите для EVRAZ STEEL BUILDING? Есть мощная цифровая составляющая, есть партнёрская сеть. Как вы это намерены развивать в ближайшем будущем и в среднесрочной перспективе?

– Всё это должно «завернуться» в одну сервисную услугу, то есть партнёрская сеть через цифровую платформу будет получать заказы, исполнители через цифровую платформу будут эти заказы делать. Это если максимально упростить. Фактически модель будет очень похожа на Uber, только в строительстве. При этом модель ESB многократно сложнее такси, так как необходимы компетенции по качеству, необходимы компетенции по сварке, необходимы компетенции по планированию, проектированию, монтажу, и это всё нужно делать онлайн, быстро и контролируя весь процесс от начала до конца. Управление процессом размещения производства и поставки металлоконструкци – это и есть будущие направления развития EVRAZ STEEL BUILDING.

– Тут из компетенций можно ещё назвать огнезащиту, антикоррозионную защиту, и в связи с этим у меня вопрос: где вы таких компетентных специалистов-то берёте на рынке?

– Если хорошо искать, то они находятся. На самом деле вы сейчас затронули крайне важный вопрос. Создать команду – крайне тяжело. У нас сейчас, не побоюсь этого слова, самая звёздная, самая серьёзная и компетентная команда на рынке. Такие специалисты, которые есть у нас, они существуют в штучном экземпляре, зачастую их больше по стране нигде нет. Мы занимаемся практиками наставничества, программами обучения и не боимся тиражировать наш опыт на рынок. Если мы говорим о дальнейшем развитии EVRAZ STEEL BUILDING как системы, если мы говорим о чём-то, кроме цифры, то у нас существуют намерения создать обучающие центры, есть идеи создать центр трансформации ЗМК, есть планы создать центр техаудита, то есть как раз весь набор тех инструментов, которые нам дадут возможность полностью поменять отрасль производства металлоконструкций. Из текущего «багрового океана», где все конкурируют со всеми, хочется более-менее упорядоченной структуры, более честной и более профессиональной. Потому что, к сожалению, с Советского Союза мы не только что-то приобрели, но и очень многое потеряли в компетенциях, и с каждым годом ситуация ухудшается. Соответственно, мы должны на базе EVRAZ STEEL BUILDING создать центр компетенций такого уровня, куда придёт заказчик и скажет: «Я хочу вот это» – и мы сами за него решим все вопросы, как реализовать его желания.

– Евгений, завидная открытость со стороны EVRAZ STEEL BUILDING: то, что вы не боитесь тиражировать свои лучшие практики, похвально. Но их же могут, во-первых, перенять конкуренты. А во-вторых, вы не опасаетесь, что ваших звёздных специалистов перекупят конкуренты?

– Нет, не боимся. Потому что, в отличие от конкурентов, у нас компания была создана для реализации мечты. Тут нужно очень правильно понимать, что перекупить можно того человека, для кого деньги – главное. У нас в команде, именно в костяке нашей команды, нет такой истории. Никто не ушёл за длинным рублем. Объясню почему. Корпоративная культура и внутренние ценности EVRAZ STEEL BUILDING, хотя они до сих пор ещё в процессе формирования, заставляют нас идти на работу с чувством радости. Знаете, как это? Я вот просыпаюсь – и мне хочется прийти на работу и мир изменить. А когда ты работаешь за деньги, тебе хочется фактически рабочий день отсидеть. Безусловно, никто не говорит, что мы работаем даром. У нас достойная мотивация, и это, я считаю, правильно. У нас есть идея, в отличие от конкурентов, и мы этой идеей живём. У нас, собственно, из всех рабочих чатов, которые есть, не останавливается ни один до решения любых вопросов по реализации. Люди живут работой, мы живём мечтой.

– Во сколько же у вас рабочий день-то начинается, если вы всегда на связи?

– Нет понимания как такового начала и окончания рабочего дня. Наши партнёры и заказчики есть практически во всех часовых поясах России, это стимулирует гибко подстраиваться индивидуально под потребности. Мы работаем ровно тогда и ровно столько, сколько этого требует наш рабочий процесс. Несомненно, мы понимаем, что это накладывает определённый отпечаток на коллектив, и, конечно, мы стараемся не выгорать даже при бесшовной работе в реализации проекта, внедрять дополнительные системы мотивации. Безусловно, мы стараемся задачи распределять и структурировать. Но бывают проекты настолько интересные, драйвовые, да и, не побоюсь этого слова, кайфовые (как башня, допустим, или как академия Тимирязева, мясокомбинат и прочее, прочее), что ты просто видишь, что коллеги максимально погружены, и если задать вопрос в рабочем чате в любое время, то оперативно можно получить ответ – запрос клиента будет решён максимально быстро. То есть нет, скажем так, синусоиды, которая отражает нашу активность. У нас сейчас компания работает по экспоненте, мы постоянно увеличиваем объём, мы постоянно наращиваем активность, постоянно реализуем какие-то дополнительные истории и улучшаемся.

По поводу модели EVRAZ STEEL – мы не пошли по пути приобретения активов, мы пошли по пути создания сервисов. Активы можно приобрести, а потом не запустить их, потому что людей нет, допустим, или корпоративная культура настолько отличается от тех активов, которые приобрели, что оттуда люди побегут. Ведь самое тяжёлое на большом заводе – это трансформировать корпоративную культуру. И если ты пришёл туда с новой системой – крайне тяжело её привить, это работа на много лет и с постоянными какими-то проблемами, потому что всё дело в людях, в станках обычно нет проблем. В ЕВРАЗе мы стараемся работать с людьми и управлять сторонними заводами так, чтобы они сами просили привнести нашу культуру и сами улучшались. И у нас есть такие специалисты, которые ездят по заводам и трансформируют их процессы. Мы не просто тонны «раскидываем», мы ещё и помогаем их сделать – берём на себя огромное количество проблем заводов металлоконструкций. Если производитель взаимодействует с EVRAZ STEEL BUILDING, то он будет варить и красить, всё остальное будет делать EVRAZ STEEL BUILDING.

– Вы мельком назвали знаковые объекты, которые реализует в этом году EVRAZ STEEL BUILDING, а что-то на будущее у вас уже есть в планах: где вы будете задействованы, в каких инфраструктурных проектах и промышленных стройках?

– У нас полностью законтрактован этот год, сейчас глубина контрактации – февраль следующего года. И то, что говорят сейчас продажники: мы уже видим загрузку на первое полугодие следующего года. На данный момент у нас подписан портфель заказов на 70 тыс. т, из которых 25 тыс. т уже исполнены на момент июля. Дальше у нас достаточно серьёзные проекты, мы в этом году ещё 30 тыс. т точно закроем.

– Можно сказать, что рынок металлоконструкций сейчас находится на подъёме, да?

– Рынок металлоконструкций сейчас находится на подъёме. Тяга по рынку есть. Разработанный нашими экспертами коэффициент здоровья отрасли достигает 84%. Есть прослеживаемые запуски новых проектов, есть понятные бюджеты на последующие годы. До 2030 года, если ничего не произойдёт, всё будет хорошо.

– Такой существенный горизонт! Еще 6 лет рынок будет расти как минимум?

– Мы не можем планировать меньше, потому что чётко расписали шаги, которые нам нужно будет сделать в эти 6 лет, и компания отталкивается не только от органического роста рынка, который я сейчас озвучил, но ещё и от того, как рынок будет расти нашими усилиями.

– Слушайте, у вас получается не step-by-step, шаг за шагом, вы прямо семимильными шагами, целый ряд одновременных шагов предпринимаете для развития рынка и для развития собственной компании!

– Нам здорово помогает экосистема EVRAZ STEEL. В одиночку всегда работать нелегко. У нас же целая семья EVRAZ STEEL, которая включает в себя и EVRAZ STEEL BOX, и EVRAZ STEEL HOUSE, и нас – BUILDING, и EVRAZ STEEL ENGINEERING. То есть это большая система, гармоничная, в которой мы друг с другом постоянно взаимодействуем, реализуются новые идеи, появляются новые направления. И хочется в том числе сказать спасибо коллегам из других подразделений, которые помогают нам расти. Новые прорывные идеи рождаются не в одной голове – они рождаются в семействе EVRAZ STEEL.

– Синергия различных направлений экосистемы EVRAZ STEEL, в общем, ощутима, вы её прямо чувствуете?

– Конечно, мы её чувствуем, и она будет всё более ощутима для рынка, потому что именно с экосистемой EVRAZ STEEL мы и будем менять культуру производства металлоконструкций, проектирования и монтажа, которая есть сейчас на рынке. Также мы будем формировать новую концепцию потребления этих металлоконструкций и размещения заказов. И всем вместе это делать гораздо удобней и правильней, чем в одиночку. Так проще противостоять вызовам и легче реализовывать задуманное.

Возвращаясь к «багровому океану». Мы превращаем его в голубой океан. В океан возможностей, синергии его участников, приходим к цивилизованному принципу партнёрства на рынке. Процесс идет прямо сейчас. Мы делаем шаг навстречу – навстречу запросам времени, заказчиков, исполнителей и всех смежных рынков.

– Что ж, Евгений, удачи! И завершающий вопрос: EVRAZ STEEL BUILDING является активным членом Ассоциации развития стального строительства. Как выстраивается взаимодействие в рамках АРСС и какую пользу приносит то, что компания состоит в Ассоциации?

– Давайте я с конца начну отвечать. Сейчас, по моему мнению, любая уважающая себя отраслевая компания должна состоять в Ассоциации развития стального строительства. Как показывает практика, за последние несколько лет многие присоединились к сообществу, потому что это классная площадка для общения, экспертная площадка. Не каждый может достучаться до крупных металлургов и крупных производителей, а через АРСС это сделать очень просто, фактически это – система одного окна.

С точки зрения пользы. EVRAZ STEEL BUILDING пользуется инструментами, которые разработала и продвигает АРСС. Это каталог металлопроизводителей, это реестр проектировщиков, это каталог монтажников. EVRAZ STEEL BUILDING участвует в каждой аттестации заводов металлоконструкций, которые проводит Ассоциация развития стального строительства. Так нарабатывается база, так нарабатываются контакты и так экономятся время и деньги, повышается экспертность оценки: то ли мы вышлем на завод одного специалиста, который посмотрит только своими глазами, то ли приедет компания людей, имеющих уникальные компетенции, – большая разница в качестве результата. По регламенту в комиссии Ассоциации 4–5 специалистов должны быть обязательно разнопрофильных, тогда они на предприятие посмотрят с разных сторон. И мне, как человеку, взаимодействующему с ЗМК, крайне важно, чтобы оценка была разносторонней. И АРСС обеспечивает эту многокомпонентную оценку. У АРСС появилась возможность осуществлять не 10–15 аттестаций в год, как это было ещё два года назад, а 35–40 закрывать по году, то есть на 35–40 заводов можно посмотреть, приехать, познакомиться, пожать руки первым лицам, собственникам, завязать контакты и уехать с готовой базой, с понятным аттестованным заводом, где ты понимаешь процессы, людей, оборудование, где ты сам, что называется, пощупал всё это своими руками. Потом гораздо проще работать с заводами, прошедшими аттестацию АРСС.

Ещё в АРСС есть направление, которым мы пользуемся постоянно. Это направление нормотворчества. Через Ассоциацию готовятся сейчас все документы, которые касаются нормативной базы в стальном строительстве, именно в ПГС, которая нас, как EVRAZ STEEL BUILDING, интересует прежде всего. В данный момент мы одновременно и совместно с Ассоциацией работаем над несколькими документами. Они существенно поменяют отрасль проектирования. Сейчас, если внимательно смотреть на нормативные документы для проектировщиков, есть большое количество нормативных лакун, которые не заполнены и которые каждый пользователь документа трактует как хочет. АРСС помогает заполнить эти лакуны и выработать чёткие правила игры на рынке.